История скутеров Классы скутеров Общее устройство скутеров О компании Купить скутер!
 

Блок двигатель-трансмиссияСила, с которой колесо отталкивается от дороги, при различных условиях движения различна: при троганьи скутера с места и разгоне она наибольшая, при установившемся движении на малой скорости - наименьшая. К сожалению, двигатели внутреннего сгорания не могут обеспечить такую характеристику, у них мощность и крутящий момент на малых оборотах небольшие. Поэтому у скутера, как автомобиля и мотоцикла, между мотором и колесом должно быть устройство, изменяющее силу тяги (крутящий момент). На всех скутерах Nexus применяется трансмиссия с клиноременным вариатором, который обеспечивает бесступенчатое и автоматическое изменение передаточного отношения. Благодаря этому устройству для троганья с места и разгона достаточно лишь поворачивать ручку "газа", не обременяя себя выключением сцепления и переключением передач, как это требуется на мокиках или мотоциклах.

Состоит клиноременный вариатор из двух раздвижных шкивов и соединяющего их клинового ремня. Каждый шкив образован двумя конусными поверхностями (полушкивами), называемыми щеками. Ведущий шкив закреплен на левой шейке коленчатого вала, ведомый соединен через механизм сцепления с редуктором заднего колеса.

Устройство вариатора:

  1. ведущий шкив;
  2. клиновой ремень;
  3. ведомый шкив;
  4. барабан центробежного сцепления;
  5. крышка вариатора;
  6. сектор кик-стартера;

При изменении оборотов двигателя центробежное устройство - муфта вариатора, расположенная на ведущем шкиве изменяет расстояние между щеками шкива. Происходит это следующим образом. На коленчатом валу закреплены направляющая пластина, втулка и неподвижная щека шкива, а корпус муфты может перемещаться относительно вала в продольном направлении. Между направляющей пластиной и корпусом муфты находятся ролики, которые могут перемещаются в радиальном направлении по пазам в корпусе муфты.

Детали ведущего шкива:

  1. шестерня привода электростартера;
  2. муфта раздвижного механизма;
  3. полушкив;
  4. вентилятор охлаждения картера трансмиссии;

Муфта ведущего шкива:

  1. крышка;
  2. направляющая пластина;
  3. корпус муфты;
  4. ролики;

Наборы роликов для настройки вариатора

Детали ведомого шкива:

  1. полушкивы;
  2. полушкивы;
  3. пружина;

Клиновой ремень вариатораПри увеличении оборотов коленвала ролики, под действием центробежной силы, расходятся в направлении от центра, вызывая смещение корпуса муфты и схождение щек ведущего шкива. При этом ремень трапециевидного сечения выжимается от положения, близкого к центру шкива, на его периферию. Так как длина ремня постоянна, то его натяжение увеличивается, и он раздвигает щеки ведомого шкива, смещаясь к центру шкива, преодолевая усилие пружины. Таким образом, ремень имеет возможность перемещается на ведущем шкиве в сторону большего диаметра контакта, а на ведомом - в сторону меньшего, что соответствует включению более высоких передач в механической коробке передач.

Положения ремня вариатора при разных оборотах двигателя:

  1. на холостом ходу;
  2. при максимальных оборотах;

Однако вариатор - еще не вся автоматика в трансмиссии скутера, в ней имеется и автоматическое сцепление, служащее для плавного соединения двигателя с колесом при троганьи с места. Этот узел представляет собой центробежный автомат, который включается в работу при увеличении оборотов коленвала выше холостых. Размещается автоматическое центробежное сцепление на ведомом шкиве вариатора, у него одна из половин ведомого шкива вариатора служит опорой для колодок, которые внешне похожи на детали барабанного тормоза. В отличие от тормозных колодок, колодки сцепления дополнительно играют роль центробежных грузов. Через каждую из колодок с одного конца проходит ось, относительно которой она может поворачиваться, а противоположные концы притянуты друг к другу пружинами. Барабан сцепления, охватывающий колодки, закреплен на входном валу редуктора заднего колеса. При остановленном двигателе, или работающем на холостом ходу, колодки сцепления притянуты пружинами друг к другу и не передают крутящий момент от двигателя и приводимого им вариатора на колесо. При возрастании числа оборотов ведомого шкива вариатора, колодки сцепления, вращающиеся внутри барабана, за счет центробежной силы начинают, преодолевая усилие пружин, расходиться и прижимаются наружной поверхностью к барабану. Эта поверхность, как и у тормозных колодок, имеет специальное фрикционное покрытие, способное передавать крутящий момент.

Центробежное сцепление

Поскольку обороты двигателя нарастают не мгновенно, в первый момент троганья действия центробежных сил недостаточно, для того, чтобы плотно прижать колодки к барабану, и они пробуксовывают относительно друг друга. Таким образом, крутящий момент нарастает постепенно, и скутер плавно трогается с места.

Устройство центробежного сцепления:

  1. раздвижные колодки;
  2. основание колодок, соединенное с ведомым шкивом вариатора;
  3. барабан сцепления, сидящий на вале редуктора;

РедукторПосле сцепления крутящий момент двигателя подводится к редуктору заднего колеса, выполненному в одном корпусе с мотором и трансмиссией (поэтому многие и не подозревают о его существовании). Необходимость его установки вызвана тем, что хотя вариатор (или цепная передача) способны изменять в несколько раз передаточное отношение трансмиссии, этого диапазона не достаточно, чтобы полностью согласовать обороты коленчатого вала двигателя и колеса. Необходима еще понижающая передача, чтобы уменьшить число оборотов колеса. У скутеров первичной передачи нет, поскольку ведущий шкив вариатора расположен непосредственно на цапфе коленчатого вала.

Поскольку необходимое передаточное отношение понижающего редуктора заднего колеса получается более 10, для уменьшения размеров шестерен, обычно применяют двухступенчатую передачу, то есть с двумя парами шестерен. Шестерни и подшипники смазываются трансмиссионным маслом, залитым в корпус редуктора, которое разбрызгивается при их вращении.

Также в состав трансмиссии скутера входит и пусковой механизм. У скутеров в нормальных условиях эксплуатации запуск осуществляется электростартером. На всех скутерах Nexus предусмотрена цепь блокировки электростартера, которая не позволяет запустить двигатель, если не нажат рычаг любого тормоза. Механизмом с ножным приводом (кик-стартером) пользуются в крайних случаях, при неисправности электростартера или разряде аккумуляторной батареи.

Кик-стартер у Nexus HighwayКик-стартер передает усилие ноги водителя, нажимающего на рычаг, к соединенному с ним зубчатому сектору и затем на шестерню, закрепленную на левой шейке коленчатого вала. Эта шестерня имеет храповой механизм, исключающий обратную передачу момента при запуске двигателя, если водитель не отпустил рычаг кик-стартера. Электростартер также вращает коленчатый вал при запуске, только посредством другой шестерни.